Цикл лекций «О Смыслах, ценностях, целях и других важных вещах, которые определяют судьбу, но не всегда приводят к счастью» или экзистенциальные размышления в начале XXI века

Причиной возникновения данного цикла лекций (предполагается его продолжить, по крайне мере до семи или десяти лекций) явилась пандемия вирусной инфекции SARS Covid-19 2020 года, которая заставила увидеть и почувствовать хрупкость и быстротечность человеческой жизни. Оказавшись в положении человека с резко сократившимися социальными связями, возникла потребность не торопясь поговорить с молодым поколением, воспользовавшись новыми цифровыми технологиями, о глубинных и важных вещах, которые влияют на жизненный путь человека, но о которых в суете обыденности обычно не вспоминают.

Так как автор данного цикла искусствовед, то материалом для экзистенциальных размышлений послужили художественные феномены разных стилей и эпох, а также судьбы художников, музыкантов, поэтов.

Первая лекция этого цикла «Чума»посвящена XIV веку – одному из самых драматичных столетий в европейской истории, когда разразилась эпидемия бубонной чумы, унесшая более одной трети населения. Целью лекции было стремление показать, используя произведения искусства того времени, стойкость и жизнелюбие средневековых людей перед лицом смертельной опасности. Их оптимизм и желание строить новый мир, вошедший в историю мирового искусства как эпоха Возрождения.

Вторая лекция«Личность и Судьба в искусстве» на примере жизненного пути двух гениев эпохи барокко Питера Пауля Рубенса Рембрандта Харменса ван Рейна рассматриваются такие ценностные категории как счастье, страдания, любовь и семья, верность выбранному делу.

Третья лекция экзистенциального цикла посвящена одной из самых актуальных проблем современной цивилизации – проблеме контроля. Она озаглавлена «Цивилизация, контроль и искусство». В ней прослеживается история такого явления как контроль, анализируются его положительные и отрицательные стороны. Специально рассматривается роль контроля в современной информационной цивилизации на примере двух российских фильмов «Вторжение» и «Аванпост». В конце лекции демонстрируется клип М. Шиноды, как одно из художественных выражений крайней формы контроля в современном обществе, сделанного на видео материале этих российских фильмов.